Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой.
Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы.
Стресс – состояние человека в процессе адаптации к условиям, неблагоприятных для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям.
Г. Селье говорил, что жизнь без стресса – это смерть. Умеренное волнение полезно, оно даёт стимул к действию. Но чрезмерное, экстремальное воздействие на организм человека – это испытание его на прочность. Кроме того, важно знать, что каждый человек имеет свои возможности противостояния стрессу. Это зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей, условий воспитания: от темперамента, от усвоенных социальных стереотипов, степени социально-психологической напряжённости. Темперамент довольно сильно влияет на эмоциональную сферу человека. В зависимости от типа темперамента в поведении человека преобладают либо эмоции, либо действия, различия составляют способы их проявления.
Меланхолик и холерик – преобладают эмоции;
Сангвиник и флегматик – преобладают действия.
Стрессу больше подвержены эмоциональные типы темперамента. Чтобы учитывать данную особенность необходима диагностика учащихся.
Мы с Вами живём в такое время, когда стрессовые ситуации встречаются нам повсюду. К сожалению, стресс возникает в жизни не только взрослых людей, но и детей, причём разного возраста. Именно они оказываются наиболее уязвимы и беззащитны перед различными стрессовыми ситуациями. Что говорить о ребёнке, когда взрослому человеку порой бывает трудно принять, проконтролировать то или иное событие в жизни.
Практическая часть: метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения
Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению является патология соответствующих органов, болезни костно-мышечной системы.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Муха», «Лимон», «Воздушный шар» и др.
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями
Темперамент
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению о другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных
процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Темпераменты:
Меланхолик
Сангвиник
Холерик
Флегматик
КАК НАДО вести себя с детьми с различными темпераментами
Даже считая то, что темперамент лишь сравним с гранитом, пытаться все-таки отшлифовать его своими методами
Воспитания, используя их в качестве резца, которым пользует скульптор.
Учитывать все минусы и плюсы темперамента ребенка.
Пытаться минусы свести хотя бы до нуля.
Не подавлять, а управлять любым из типов темпераментов ребенка.
Воспитывая, не пытаться превратить холерика в флегматика, а флегматика — в сангвиника, короче говоря, придать ребенку черты чужого ему темперамента, которые навряд ли поддадутся скрещиванию с чертами его подлинного Я.
He быть жокеем темперамента ребенка, не укрощать его, как зверя в клетке, даже в угоду этикету.
КАК НЕ НАДО вести себя с детьми с различными темпераментами
Пытаться подавить особенности темперамента ребенка. |
Стараться изменить врожденный темперамент на более угодный Вам и превратить холерика в сангвиника, сангвиника — в флегматика и меланхолика или наоборот.
Выпячивать все минусы ребенка, особенно при посторонних людях.
Ругать ребенка, постоянно раздражаясь оттого, что не таким, как Вам хотелось бы, он уродился
Стремиться укротить и обуздать не укрощающийся темперамент малыша.
КАК НАДО правильно воспитывать детей
в зависимости от особенностей темперамента ребенка
Учитывая то, что нервная система у детей пластична, мы можем так отшлифовать особенности темперамента ребенка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется невольно лишь только сильным из его сторон.
Итак, как лучше воспитывать сангвиника?
Ø Стремиться выработать у него устойчивые интересы
Ø Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.
Ø Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках.
Ø Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий
Ø Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребенка.
Как лучше воспитывать меланхолика?
Ø Не надо требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.
Ø Стараться поддержать его, одобрить, быть с ним поласковее и помягче.
Ø Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их вовремя исполнить.
Ø Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.
Ø Поддерживать его самостоятельность.
Ø Воспитывать в нем инициативность, общительность, доверчивость и смелость.
Ø Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.
Ø Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивать его.
Ø Стараться вызвать больше положительных эмоций, используя их для специальной ретушевки отрицательных.
Ø Учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность ребенка — кривое зеркало всех Ваших воспитательных воздействий и может исказить конечный результат, поэтому, воспитывая меланхолика, Вам надо принять тактику жонглера. Однако помните, что вышеперечисленные свойства — залог отзывчивости, преданности и жалеющей всех доброты, а эти качества — предтеча благородства и порядочности человека.
Как лучше воспитывать флегматика?
Ø Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным.
Ø Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как распределить рационально время, чтоб не попасть в цейтнот.
Ø Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.
Ø Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.
Ø Старался привить навыки общения и развивать его коммуникабельность.
Ø Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость и поощрять, когда он выполняет правила игры.
Ø Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение ребенка.
Ø Следить за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, все время тормошить его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств — в их нищенскую скудость.
Как лучше воспитывать холерика?
Ø Замедлить темп его кружения по жизни, расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки.
Ø Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
Ø Учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил.
Ø Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обладать собой, чтобы не вспылить.
Ø В зачатке погашать любую агрессивность.
Ø Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.
Ø Не забывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей.
Ø Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал. Да, да, не уговаривать, а требовать...
Ø Холерика не стоит уговаривать, он реагирует обычно только лишь на требования родителей